Перевод статьи, опубликованной на одном из ведущих словацких информационных порталов Dennik N (22.03.22)

Сотни россиян в Словакии просят помощи у правительства Хегера. Они осуждают войну и боятся возмездия со стороны собственного государства

Премьер-министр Эдуард Хегер хочет рассмотреть предложения русской общины. Значительная часть россиян экономически активна в Словакии, многие ведут здесь бизнес.

Мария Леонова родом из Москвы. Она переехала в Братиславу с мужем два года назад, работает фотографом.

В последние недели она помогает в качестве волонтера в центрах, где сортируется гуманитарная помощь для украинских беженцев.

«Я не исключение, большинство русских так же помогают. Мы ходим туда, несмотря на то, что в глазах нашей страны мы можем считаться предателями», — говорит она.

Мария — одна из «словацких» русских, подписавших петицию к правительству Эдуарда Хегера. В документе они публично осуждают «внутреннюю и внешнюю политику руководства России и ее президента Владимира Путина и, прежде всего, агрессию против Украины».

На сегодняшний день к петиции присоединились около 400 граждан Российской Федерации, проживающих в Словакии. В то же время они просят словацких политиков обратить внимание на их ситуацию. Они опасаются возмездия со стороны российского государства.

«В «лучшем случае» нам не выдадут новые паспорта, тем самым заставив покинуть Словакию. В худшем — нас могут попытаться привлечь к уголовной ответственности дома», — опасается Мария.

 

Тысячи русских в Словакии

Инициатором петиции выступил Евгений Бугреев, российский бизнесмен из Банска-Бистрицы, который выступал там на антивоенной демонстрации в конце февраля. По его словам, интерес в русском сообществе возник немедленно.

«Это не интернет-петиция, мы собираем подписи физически. За один день мы собрали около 400 подписей. В некоторых местах люди стояли в очереди, чтобы поставить свою подпись», — говорит он.

В петиции также высказываются опасения, что под влиянием войны изменится обычно положительное со стороны словаков восприятие простых россиян.

«Невозможно рассказать всем окружающим о нашей активной гражданской позиции, нас воспринимают в первую очередь как граждан России. И чем дольше будет длиться война, чем более страшные вещи будут происходить с простыми людьми, детьми и стариками в этой несправедливой и бесполезной войне, тем сильнее будет уровень ненависти ко всему, что связано с Российской Федерацией», — говорится в петиции.

По официальным данным, в Словакии проживает менее 6400 граждан России, и Бугреев говорит, что не может гарантировать, что все они осудят путинское вторжение. Однако каких-либо критических комментариев к инициативе он пока не получил.

«Если россиянин уехал в Словакию в последние годы, а не, скажем, во времена прежнего режима, он, с наибольшей вероятностью, будет резким критиком того, что сделал Путин. Не каждый присоединился к нашей петиции, но обычно это, однако, из-за страха за свою семью в России», — объясняет Бугреев.

 

Администрация правительства: Мы работаем над этим

В начале марта авторы петиции решили связаться с политиками коалиции. Сначала Бугреев получил оценку депутата OĽaNO Андрея Станчика, который затем связал его с сотрудниками премьер-министра Эдуарда Хегера.

На прошлой неделе группа россиян посетила официальную встречу в правительстве, чтобы обсудить дальнейшие действия. Хегер также присоединился к ней по телефону. Премьер изначально планировал выступить с россиянами на совместной пресс-конференции, но отменил ее из-за проблем со здоровьем.

«Премьер-министра Эдуарда Хегера интересовало положение российских граждан, проживающих в Словакии, которые осуждают российскую агрессию и военный конфликт в Украине. Темой рабочей встречи стали проблемы, с которыми сталкивается русское меньшинство, и риски, с которые им грозят», — подтверждает пресс-секретарь премьер-министра Любица Яникова.

Администрация правительства попросила представителей русской общины представить более подробные предложения, которые затем могут быть рассмотрены государственными экспертами.

«Премьер-министр готов разобраться с предложениями и обсудить решения, которые позволили бы улучшить положение граждан России в Словацкой Республике после начала конфликта. На данный момент мы ожидаем документы от русского меньшинства», — добавила пресс-секретарь.

 

«Мы не хотим никакой выгоды»

«Словацкие» россияне подчеркивают в своем призыве, что не хотят никаких льгот. Бугреев также уловил упреки некоторых украинцев в том, что русские пытаются использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. Он утверждает, что они хотят только иметь возможность продолжать работать в Словакии, в том числе жить здесь со своими семьями.

«Мы искренне любим Словакию и в свете текущих событий не хотим идентифицировать себя с гражданами государства-агрессора. Мы не имеем права ничего требовать, мы можем только просить вас о помощи. Пожалуйста, дайте нам возможность жить в Словакии на законных основаниях, не беспокоясь за свою жизнь и жизнь наших детей», — пишут авторы в конце петиции.

Подписавшие ее россияне в большинстве своем уехали из России именно потому, что не видели будущего в государстве во главе с Владимиром Путиным. Фотограф Мария говорит, что соотечественники, которых она встретила при подписании петиции, — это зрелые люди с четкой позицией.

«Отъезд в Словакию был для них трудным, но в то же время необходимым решением, потому что у вас больше возможностей для трудоустройства и воспитания детей. Их менталитет отличается от россиян, которые дома потребляют кремлевскую пропаганду», — говорит Мария.

 

Уязвимый с российским паспортом

Так что же грозит русским, живущим в Словакии?

Вкратце: они боятся ситуаций, когда срок действия их российского паспорта истекает, который связан с их разрешением на пребывание и другими действиями — такими как общение с банками, страховыми компаниями или поиском жилья.

Если российское государство решит не выдавать им новый паспорт или не выдаст его вовремя, они будут обязаны покинуть Словакию.

Эта ситуация в настоящее время угрожает Ольге Акимовой, которая живет в Нитре с четырьмя детьми. Она работает в компании, которая занимается уборкой офисов. А так как она в деталях знает словацкое законодательство, то время от времени консультирует и украинских беженцев.

«Срок действия моего паспорта истекает в середине ноября. И если я не получу новый и уже не будет действовать нынешнее чрезвычайное положение, мне придется собраться, забрать детей из школы и покинуть Словакию», — говорит Ольга.

В обычных обстоятельствах получение нового паспорта было бы формальностью, которую можно решить, посетив российское консульство. Однако сейчас все гораздо сложнее: по словам Ольги, почтовые услуги ограничены, а минимальный срок выдачи нового паспорта составляет полгода.

«К этому добавляется моя гражданская позиция. Поскольку я подписала призыв, осуждающий войну, у нашего государства есть простая возможность мне отплатить. Достаточно того, что мне не выдадут новый паспорт и мне придется возвращаться», — добавляет Ольга.

 

Угрозы со стороны российской прокуратуры

А еще здесь есть уголовная сторона вопроса: россияне, с которыми общался Denník N, опасаются, что за их помощь украинцам они могут быть привлечены к уголовной ответственности на родине.

Они ссылаются на недавнее заявление Генпрокуратуры России, которая разъясняет, что государственной изменой может расценено «оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности России».

«То, что я как волонтер помогаю гражданам Украины, против которых Россия ведет войну, может быть воспринято нашей прокуратурой как государственная измена, за которое предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы», — добавляет фотограф Мария.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Игорь Краснов, с которым генпрокурор Словакии Марош Жилинка в январе подписал программу сотрудничества на 2022 и 2023 годы.

«Генеральные прокуроры согласны, что подписание этой программы — не просто формальный акт», — заявили тогда в прокуратуре.

Жилинка не расторгнул соглашение, но после начала путинской агрессии в Украине заявил, что оно не будет выполнять его содержание.

 

Что они предлагают

Авторы петиции представили словацким чиновникам несколько способов решения правительством данной ситуации.

Ольга Акимова, например, говорит, что закон о пребывании иностранцев уже знает институт так называемого «паспорта иностранца», выдаваемого властями Словакии. По ее словам, было бы достаточно расширить возможности получения паспорта иностранца. Его могут получить и россияне, у которых истекает срок действия российского паспорта.

«В настоящее время получить паспорт иностранца при определенных условиях могут только иностранцы, получившие разрешение на долгосрочное проживание на неопределенный срок. С нашей точки зрения, было бы хорошо, если бы эти условия были расширены», — поясняет она.

Осуществимы ли те или иные предложения, пока не ясно. Депутат Станчик, находящийся в контакте с россиянами, говорит, что по этой теме готовится рабочая группа, в которую также войдут эксперты из Министерства внутренних и иностранных дел.

«Здесь очевидна заинтересованность в помощи российским гражданам, проживающим в Словакии. Однако пока рано для подробностей», — говорит Станчик.

 

«Вклад в Словакию»

Российских граждан в Словакии гораздо меньше, чем, например, украинцев (около 56 тысяч до войны) или сербов (16 тысяч). По словам Бугреева, это также связано с тем, что у них меньше возможностей получить вид на жительство. Обычно они приезжают по деловой или учебной визе.

«Несомненно, найдутся россияне, которые злоупотребляют пребыванием или пытаются отмыть деньги в Словакии. Однако абсолютное большинство из них, судя по моему опыту, — люди активные, которые не стоят с протянутой рукой», — говорит он.

По словам Бугреева, некоторые из них вели бизнес дома, но столкнулись с высоким уровнем коррупции, поэтому решили переехать в Словакию. Он занимался бизнесом в родном Екатеринбурге в сфере строительства и снабжения, сегодня он управляет несколькими барами в Банска-Бистрице.

«Большая часть граждан России быстро выучила словацкий язык, они знают английский, у них есть высшее образование. Я думаю, что они приносят пользу словацкому обществу», — говорит Бугреев.

Перевод статьи, опубликованной на одном из ведущих словацких информационных порталов Dennik N (22.03.22)
Пролистать наверх